Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.
Образовательная среда образовательного учреждения – часть социальной макросферы, включающей условия, необходимые для обучения и воспитания специалистов в соответствии с современными государственными и общественными требованиями.
Образовательная среда гимназии – совокупность психолого-педагогических условий и воздействий, направленных на формирование конкурентоспособной личности обучающегося, осуществляющегося посредством обеспечения обучающимся возможностей для развития необходимых качеств и способностей и стимулирование их к использованию этих возможностей.
Интегрирование образовательной среды и информационной среды гимназии
«Информационно-образовательная среда» гимназии обозначает:
системно организованную совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанной с человеком как субъектом образовательного пространства;
единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики;
совокупности взаимосвязанных подсистем (информационная, техническая, дидактическая, методическая), целенаправленно обеспечивающих педагогический процесс.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение (ДО) – обучение, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Реализация проекта «Электронная информационно-образовательная среда»
Задачи проекта:
увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев;
повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.
дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
Способы реализации:
Реализация основных мероприятий плана действий;
Разработка актуальных индивидуальных программ (траекторий);
Обеспечение информационного, научно-методического, кадрового, мотивационного обеспечения настоящего проекта;
разработка модельных характеристик субъектов образовательного процесса;
определение ключевых индикаторов эффективности реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
Повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
повышение оперативности и качества управления школы на основе информационно-коммуникационных технологий;
сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала школы;
создание в школе оптимальных условий для развития талантливых и одаренных детей;
создание единой образовательной среды, включающей в себя ресурсы школы и учреждений – социальных партнеров.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель научиться выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и получит возможность научится:
управлять учебным процессом;
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
исторические данные (создавать ленты времени и др.);
работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
использовать различные вилы и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.