Византийское наследие в Санкт-Петербурге

Византийское наследие в Санкт-Петербурге

В Петербурге сосредоточена большая часть духовного и культурного наследия Византии. Именно здесь можно проследить архитектурное наследие Византии и ассимиляцию византийских и русских форм и стилей — византийский, неовизантийский, псевдовизантийский, русско-византийский.
Именно сюда отправляется группа учащихся гимназии имени митрополита Платона (Левшина ) – члены исторического Византийского клуба. Основная цель поездки — ознакомление с наследием Византии в музейных экспозициях, с примерами храмов греко-византийского архитектурного стиля, с наследием византийской иконописной практикой в древнерусских иконах.
Интерес к средневековому архитектурному наследию Византийской империи в России, как ив Европе, возникает на рубеже ХVIII-ХIХ вв. В это время Петербург находится на пике развития градостроения, именно сюда стекаются все известные европейские архитекторы и взращиваются отечественные мастера, ведется активное строительство величественных дворцов, храмов, соборов. Например, во времена царствования Александра II псевдовизантийский стиль наряду с русско-византийским, практически стал официальным стилем храмов.
Для псевдовизантийского стиля характерна ориентация на византийское искусство VI — VIII веков. В основном использовался в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
Наиболее значимые здания Санкт-Петербурга в греко-византийском стиле: Морской Никольский собор в Кронштадте, Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, Казанская церковь Новодевичьего монастыря и другие.
Кроме храмовой архитектуры, особый интерес представляет и архитектура соборов, дворцов, которые выполнены в стиле классицизма (античной архитектуры).
Ордерная система, придуманная греческими мастерами в VII-VI в. до н. э., воплотила в себе главный принцип архитектуры античности – борьбу опоры и тяжести и, в то же время, стала неотъемлемым украшением храма, заняв ведущее место в его конструкции. Этот стиль особенно подчеркивает величие царской России.
Виппер Б. Р. в своих работах неоднократно подчеркивал высокую значимость античной архитектуры, говоря о том, что основные типы изобретенной греческими мастерами конструкции стали той незыблемой основой, к которой неустанно возвращаются в своих произведениях европейские архитекторы.
Санкт- Петербург — это поистине кладезь для изучения темы нашего проекта. Кроме архитектурного наследия, в Петербурге собраны и хранятся уникальные коллекции византийской скульптуры, живописи, мозаики. Особый интерес представляют Византийские иконы, храмовая роспись, орнаменты, храмовая мозаика.
Особое внимание необходимо уделить и аспектам династических связей между членами российской императорской семьи и греческими принцессами, дипломатическим связям и историческим взаимоотношениям.

Наша группа приложила максимум стараний и усилий для изучения темы Византии на площадке Санкт –Петербурга.

В период с 30 октября по 2 ноября нам удалось
1. Достаточно полно изучить залы древнерусского искусства Русского музея, это одна из полных коллекций страны. С группой мы изучали и разбирали сюжеты, иконографии, символику цвета, выразительные средства.
2. Осуществить знакомство с залами Эрмитажа Византийской эпохи, знакомство с видами изобразительного искусства, способами и выразительными средствами. К сожалению, полно изучить не удалось, так как было ограничение временем работы музея, объёмы колоссальные.
3. Произвести осмотр памятников архитектуры неовизантийского стиля: Исидоровская церковь (Пр-кт Римского-Корсакова, 24), Подворье Оптиной Пустыни, Успенский храм (наб. Лейтенанта Шмидта, 27), Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (наб. р. Монастырки, 1)
4. Проследить традиции возведения крестово-купольного храма византийского типа на примерах Исаакиевского собора и Храма Казанской иконы Божией Матери.
Осуществление программы включало посещение музеев, автобусную экскурсию, пешеходные маршруты.
5. Посещённые памятники, которые являются программными для осмотра в Петербурге и окрестностях, но созданные в других стилях: барокко – Петропавловский собор, Большой Екатерининский дворец Царского села; Экспозиция Русского музея второго этажа (до начала 19 века), экспозиция Эрмитажа (Северное Причерноморье, Итальянское Возрождение, Рафаэль, Да Винчи).
Данная поездка является ознакомительной, первым шагом к познанию. В поездке постарались охватить разноликое явление становления города, его культурного наследия. Многие памятники требуют более досконального изучения и глубокого поиска. Но путь намечен. С Божией помощью будем следовать по этому пути.